Дао фитнеса: эпидемия ожирения (часть 1)

Автор статьи: Сергей Щеглов

Ожирение приходит на смену сигаретам в качестве главной причины смерти от рака. Митчелл Рослинг

21 апреля 2015 года американский двухзвездчатый генерал Аллен Бачелет высказался по-армейски четко и недвусмысленно: американцы становятся слишком жирными, чтобы сражаться.

Ожирение становится проблемой национальной безопасности. Из 195 тысяч молодых кандидатов в армию только 72 тысячи оказались годными. Большинство остальных отвергли потому, что они имели криминальное прошлое, недостаточное образование или слишком много наколок. Но 10% оказались непригодны потому, что они были слишком жирными! Причем, в отличие от других факторов, отказы по причине излишнего веса только нарастают. Если так пойдет дальше, к 2020 году ожирение станет основной причиной отказов!

Опасения генерала возникли не на пустом месте. Посмотрим на график распростаненности детского ожирения в США:


(Obesity: Overview of an Epidemic (2011))

Как видите, к началу десятых годов уже 17% детей (!) в США страдали ожирением (obesity), и число их продолжало расти (хотя и замедляющимися темпами). Неудивительно, что генералы забеспокоились насчет физических кондиций будуших солдат: ожирение — лишь крайняя степерь проявления избыточного веса, граничащая с болезнью; число детей и юношей (19 лет), имеющих просто избыточный вес (overweight), еще выше!

Их количество можно оценить по взрослой статистике ожирения и избыточного веса:


(Overweight and Obesity Statistics)

На каждого ожиревшего взрослого приходится еще один взрослый с просто избыточным весом; а в сумме к 2010 году таких избыточно полных американцев набралось уже 68.8%. Люди с нормальным весом уже с середины 1980-х окзались меньшинством, и с тех пор их относительная численность продолжает уменьшаться.

Теперь самое время вспомнить, что означают термины «ожирение» и «избыточный вес». Американцы (а вместе с ними и весь мир) пользуются для их формального определения BMI — индексом массы тела (body mass index). Рассчитывается он по простой формуле: делим вес в килограммах на квадрат роста в метрах. Если получается меньше 25, то нормально, если 25 и больше, то лишний вес, если 30 и больше — ожирение, если 40 и больше — патологическое ожирение.

Например, у меня: 90кг / 1.86м ^ 2 = 26.01, overweight
А у кого-нибудь поменьше ростом: 87кг / 1.79м ^ 2 = 27.15, overweight
А у какого-нибудь настоящего жирдяя: 120кг / 1.82м ^ 2 = 36.22, obesity

Вот так примерно выглядят люди с разным BMI:

Обратите внимание, что мужчина с ожирением (BMI=30) выглядит как просто крупный человек, а те, кого мы привыкли называть толстяками — это уже morbid obesity (BMI 40), фактически, болезнь. Таких даже в США немного, всего около шести процентов (впрочем, это двадцать миллионов человек — народу-то в США хватает). Возникает вопрос: а почему, собственно, речь идет об эпидемии? Ведь даже люди с ожирением, не говоря уже о людях с просто избыточным весом, выглядят вполне нормально? Чем плох BMI>25, и не выдумка ли это производителей «здорового питания»?

Нет, не выдумка. Статистические данные (мета-анализ, обобщивший результаты 57 долгосрочных исследований, и опубликованный в журнале Lancet в марте 2009 года)показывают, что каждый лишний килограмм жира сокращает ожидаемую продолжительность жизни:

BMI является статистически значимым предиктором избыточной смертности при отклонении от выявленного оптимума в 22.5 кг/м2. Выявлено прогрессирующее увеличение смертности, пропорциональное отклонению от оптимума BMI, главным образом от сердечно-сосудистых заболеваний. Каждые 5 кг/м2 увеличения BMI коррелируют с 30% ростом смертности в соответствующих группах. [«Briefing Note: Obesity and Life Excpectancy, August 2010», National Obesity Observatory, UK]

Происходит это потому, что жир в организме не лежит как запас «на черный день», а активно участвует в обмене веществ, изменяя его не в лучшую сторону. В результате человек с избыточным весом с большей вероятностью заболевает какой-нибудь хронической болезнью (чаще всего метаболическим синдромом). Причем вероятность хронически заболеть у людей с ожирением (BMI>30) выше, чем у курильщиков и пьяниц (!):


(The Health Risks of Obesity. Worse Than Smoking, Drinking or Poverty)

По своему действию на организм ожирение аналогично мгновенному старению на 20 лет: 30-летний человек с BMI>30 имеет ту же вероятность серьезно заболеть, что и человек 50-ти лет с нормальным весом. Как говорит моя жена, «когда он был на двадцать килограмм моложе»; каждый лишний килограмм делает нас биологически старше.

Но что самое неприятное, однажды набранный лишний вес не стоит на месте, а продолжает увеличиваться. Посмотрим на динамику ожирения в США по возрастным группам:


(Overweight and Obesity Statistics)

Как видите, чем старше группа, тем больше в ней людей с повышенным весом. Ожирение не просто приводит к сопуствующим болезням, оно само представляет собой прогрессирующую болезнь. Так что если у Вас, как и у меня, индекс массы тела далек от оптимального 22.5 — значит, Вы реально больны.

— Ну ладно, — скажете Вы, — убедили; надо немного посидеть на диете…

Не торопитесь, отвечу Вам я. Будь все так просто, мы не жили бы при эпидемии ожирения, а вспоминали бы о нем, как о давно побежденной болезни (вроде оспы). Судя по результатам (68.8% жирных в США), лечение избыточного веса и ожирения путем диеты подозрительно напоминает лечение малярии с помощью кровопусканий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *